Аудиторская проверка – готовимся

сбис отчетность

аудиторская проверка.Статья в большей степени предназначена для бухгалтеров фирмы, где будут пользоваться аудиторскими услугами.

Многие бухгалтера представляют себе аудиторскую проверку аналогично налоговой, только без наложения штрафов, начисления пней и проверка производится за деньги организации. Такое представление верно лишь отчасти. На самом деле аудиторы приходят на фирму как независимые эксперты, в чьи обязанности входит составить и зафиксировать независимое мнение о правильности и достоверности финансовой отчетности организации. Подтвердить, что учет ведется в соответствии с Российским законодательством. Выявить как можно больше мелких нарушений – не их задача. Существенные искажения бухгалтерской отчетности в целом – вот на поиск чего тратится основное время. В аудите даже вводится такое понятие, как уровень существенности и тем нарушениям, которые не входят в область определения данного понятие уделяется минимальное внимание.

Аудиторская проверка несет в себе значительные риски для бухгалтерского состава организации, поскольку прямо указывает на их ошибки, недоработки и в конечном итоге показывает их квалификацию. При серьезных неточностях, влекущих за собой перерасчет налогов, а то и восстановление бухгалтерского учета, бухгалтер запросто может лишиться своего места. Пожалуй, это и есть максимальный риск аудиторской проверки. Сама фирма подобных рисков не несет, потому, что ошибки, обнаруженные в процессе инициативного или обязательного аудита, обычно, их можно оперативно исправить по ходу. Проверяя, аудитор дает рекомендации, как сделать, чтобы все было ровно. В результате все-таки получить положительное аудиторское заключение. И как, бонус подтянуть уровень профпригодности бухгалтерии.

Чтобы избавить себя от косых взглядов руководства бухгалтеру до прихода аудиторов стоит навести порядок, прибраться. Приведем несколько рекомендаций.

Аудиторская проверка. Рекомендации по подготовке.

  • Не стоит перелопачивать весь документооборот на предмет мелких нарушений, на их поиск и исправление уйдет очень много времени. Обращайте внимание на значимый для вашей фирмы документооборот, поскольку именно документы данной группы, скорее всего, будут выбраны для проверки. Значимый означает – наиболее характерные для фирмы сделки, существенные по сравнению с общим объемом суммы договоров. Этот подход стандартизирован в аудиторских организациях. То есть в первую очередь проверяем документы по сделкам являющиеся для фирмы жизнеобразующими, без которых само существование фирмы не имело бы смысла.
  • По вышеизложенным сделкам необходимо привести в соответствие с нормами первичную документацию. Поскольку эти документы попадут в выборку именно к ним и будут цепляться аудиторы. Да, бухгалтер принимает к учету то, что ему передают, но мы здесь оправдания не рассматриваем и игнорировать данные нарушения ревизоры не будут, так, что сделайте все возможное. Аудиторская проверка хороший повод наконец со всем разобраться. Заполните недостающие реквизиты, соберите подписи, проставьте печати, если их нет. Обзвоните своих контрагентов, получите от них недостающие документы. Это все равно придется делать. И делать уже после прихода аудиторов, испортив себе репутацию.
  • Инвентаризация. Должна проводится перед составлением годовой отчетности. Фактические и учетные данные должны совпадать. Должна быть проведена в следующих разрезах:-задолженности – дебиторская и кредиторская;-имущество;-незавершенное производство;

    -резервы и т.д.

    То есть все, что может иметь физическое и учетное различие. В идеале инвентаризация всех активов и пассивов. Результаты инвентаризации должны быть соответствующим образом документально оформлены. Необходимо убедить аудиторов, что действия производились на самом деле и результаты соответствуют действительности, а не являются плодом пятиминутного творчества работников бухгалтерии. Если поставит под сомнение – отразит в аудиторском заключении.

  • Перед аудиторской проверкой должна быть полностью сформирована бухгалтерская (финансовая) отчетность. Баланс и отчет о финансовых результатах является неотъемлемой частью аудиторского заключения.
  • Желательно, чтобы документооборот имел презентабельный вид. Закладки, надписи карандашом на полях или в содержании документа – показывают аудитору места в которых бухгалтер сомневался или к которым хотел вернуться чтобы что-то доделать, забыл. Это четко дает понять в каком месте стоит копнуть поглубже.
  • Особое внимание Вашей фирме будет уделено, если большинство проводок делается последним числом отчетного периода. Это означает, что бухгалтерия ведется не регулярно. Налоги и отчетность сводятся на скорую руку. Так же на скорую руку, в конце периода делается оптимизация по налогам – уменьшается НДС и прибыль. В конце периода происходят необоснованные проплаты, и поскольку все наспех, оформление оснований для этих проплат откладывается или делается не достаточно основательно.
  • Доля затрат к выручке существенна. Проверяем документы, оправдывающие затраты на предмет законности. Внимание будет более пристальным, если документы подтверждающие затраты (договора, счета-фактуры и проч.) находятся в отдельном месте и не могут быть сразу предоставлены. Это автоматом означает, что в них есть что посмотреть. После предоставления они будут изучаться особо тщательно.

Аудиторская проверка происходит выборочно и не стоит помогать аудиторам расставляя акценты на своих слабых местах. Лучше принять вышеизложенное на вооружение, а недочеты устранить до прихода проверяющих.

Еще статьи:


Оставьте заявку в форме или позвоните: +7 (495) 968-5160