Проверка контрагента

сбис отчетность

Определимся с конечной целью наших изысканий. Сама по себе информация об ООО «Лютик» конечно же, наверно, занимательна и интересна, но что называется: абсолютные знания требуют бесконечного времени, как говорил один мой преподаватель – профессор. Так что вектор, в направлении которого собирать информацию, должен быть.

Проверка контрагента. Кого и для чего мы проверяем (варианты)?

Проверка контрагента.1. Контрагента, на которого переводим деньги и берем в зачет НДС, затраты, которые в свою очередь влияют на уменьшение налога на прибыль (рассмотрена в данной статье).

Цели сбора информации:

Убедиться, что контрагент живой человек, дееспособный член общества и имеет право совершать действия от имени общества и еще нескольких (но не многих!). Общество в свою очередь, тоже совсем никому ничего не должно, в том числе и бюджету. И хорошо себя чувствует по адресу, конечно же, не массовой регистрации (или хотя бы не достаточно массовой на момент заключения сделки).

Продемонстрировать, желательно при свидетелях, а лучше задокументировать, что мы проявили жесткую гражданскую позицию и «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента, ведь у нас есть из кого выбирать – ну просто вагон.

2. Юридическое лицо, на предмет совместной работы (уже не важно: мы ему платим или он нам, или у нас бартер).

Цели сбора информации:

Установить деловую репутацию, можно с ним работать или не стоит. Сбор отчетных показателей для предсказания дальнейших жизненных перспектив данной коммерческой единицы. Надежность.

3.Конкурирующая компания, фирма, бренд и т.д. Коммерческая разведка.

Цели сбора информации:

Приобрести понимание: что и как делает конкурент, чтобы действуя так же добиться тех же результатов или лучше. Или принять к сведению, если его действия неэффективны.

Выяснить историю развития, ценообразование, круги поставщиков и покупателей, политику продвижения, планы на будущее.

Все вышеперечисленное использовать для получения конкурентных преимуществ в общей нише или для саботажа действий исследуемой организации.

4.Своя организация.

Цели сбора информации:

Получить портрет своей фирмы со стороны, затем поработать над имиджем. Понять вероятности возможных проверок, заинтересованности третьих лиц к предмету Вашего бизнеса, проанализировать репутационную составляющую.

Затраты времени, денег, методы используемые для получения сведений в каждом из четырех случаев свои. На уровне сбора данных – компания, физические лица. Методы сбора данных – оперативный (реальные закупки услуг, товара; внедрение сотрудника), дистанционный (информация из открытых, доступных источников), из закрытых источников (свои люди в органах или просто потратились на покупку баз). Для понимания цели, собственно вступление и писалось.

В данной статье будет рассмотрен только первый пункт, остальные будем дописывать, по заявкам трудящихся.

«Достаточная осмотрительность» при выборе контрагента.

Понятие должной осмотрительности:

На сегодняшний день, большая часть действий налоговой инспекции сводится к одному: убедиться, что все заплатили НДС и прибыль (уделять внимание ошибкам в бухгалтерском учете у них нет ни времени, ни квалификации – уже, т.к. слишком много и быстро меняется, а с кадрами там не гуд). Если кто-то не заплатил, вежливо делают это за него, списывают с расчетного счета, если там что-нибудь есть. Если оказывается, что брать с фирмы нечего, вменяемого общения ни с кем не происходит, не получается или не очень хочется искать директора, учредителей – берутся в оборот фирмы, которые переводили на должника деньги. Под предлогом отсутствия у тех «достаточной осмотрительности», блокируются счета, осуществляется комплекс проверочных мероприятий и/или списываются налоги, взятые в зачет из переведенных средств. Откровенно предъявить что вы, мол, тут в кэш выходите, Вам не могут, потому, что на практике это очень тяжело доказуемо, поэтому говорят о «достаточной осмотрительности». То есть ничего лучше, чем поставить Вас в ситуацию, когда Вы должны отвечать за последствия неуплаты налогов вашим контрагентом в будущем, наши уважаемые налоговики не придумали. Хотя все: и налоговая, и суды, и граждане – понимают абсурдность постановки вопроса. Но поскольку мы живем в нашей стране, примем это как данность.

Проверка контрагента. Проявление достаточной осмотрительности.

По нашему мнению, стоит ввести в обыденную практику (Проверка контрагента) в компании подготовительной работы перед заключением договоров со всеми контрагентами. Оформить приказ по организации о проверке всех контрагентов (например – приказ о проверке контрагентов) и письменно закрепить исполнение обязанностей по проверке за конкретным сотрудником, с которого взять подпись, что он согласен и такого то числа приступает к исполнению. В приказе – регламентировать список операций, которые должен исполнять сотрудник. Вариаций может быть много, например с использованием Сбис или Контур экстерн, так же набор действий может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от развитости чувства самосохранения генерального директора. Мы же здесь рассмотрим вариант с использованием открытых источников.

Мероприятия по проверке контрагентов (далее – мероприятия):

Общие положения:

– все мероприятия должны фиксироваться во времени и происходить в сроки, до заключения договора с контрагентом (в идеале использовать подтверждение временных меток, например: фиксация документа ЭЦП, нотариусом или налоговым органом);

– мероприятия должны касаться всех контрагентов (желательно и тех, с которыми уже заключен договор – лишнем не будет);

– результаты проверки контрагентов должны визироваться у генерального директора, подшиваться и храниться.

  • Получить копии учредительных документов (желательно заверенные контрагентом): устав, решение и/или приказ о назначении действующего директора, свидетельства ИНН, КПП организации. Паспорт директора.
  • Проверка контрагента – полномочия на предмет права подписи (возможно действие по доверенности).
  • https://egrul.nalog.ru/ – запрос и получение в налоговой, заверенной ею же выписки из ЕГРЮЛ, по проверяемой фирме.
  • https://service.nalog.ru/zd.do – выясняем задолженность по налогам, нарушение сроков сдачи отчетности. (чтобы закрепить дату получения ответа от сайта, переносим в отдельный документ, подписываем электронно цифровой подписью (ЭЦП – далее), у кого нет – подключение к СБиС).
  • https://service.nalog.ru/addrfind.do – проверяем адрес на предмет массовости.
  • https://service.nalog.ru/disfind.do – дисквалифицированные лица в составе исполнительных органов.
  • https://service.nalog.ru/baddr.do – отсутствие связи у налоговых органов с контрагентом.
  • https://service.nalog.ru/svl.do – подтверждение судом факта невозможности осуществления руководства в организации.
  • http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ – вестник государственной регистрации – проверяем решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Фиксация всех вышеперечисленных действий (внедрение подхода в систему) покажет на суде (если до него дойдет), при возникновении к Вам претензий, что заказчик (Вы) проявил «Должную осмотрительность» и решение о правомерности зачета НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли будет в вашу пользу с большей вероятностью, чем «оставить все как есть».

Нюанс – если в ходе мероприятий, вы выяснили, что директор проверяемой фирмы числится в паре сотен организаций (в свободное от посещения дурки время), расположенных по адресам небоскребов (судя по кол-ву зарегистрированных фирм), работать с такой фирмой – не стоит, вы только что подтвердили ее несостоятельность.

Проверка контрагента. Фирмы – однодневки.

Проверка контрагента.Можно долго говорить на тему фирм-однодневок и их характеристиках, например:

сочинить или сослаться на некую утечку информации из налоговой, что у них 136 или 258 признаков однодневок (взята идеально ровная контора, подсчитаны все возможные отклонения от идеала), я думаю если такая найдется – она точно будет для кидалова – в природе нет идеала;

рассматривать совпадения из 2-3 признаков и говорить о том, что это вызовет подозрения со стороны налоговой.

Тема фирм-однодневок на столько замусолена и постоянно подогревается налоговыми органами что возникает справедливое подозрение: товарищи, нам что-то парят.

На мой взгляд – это попытка наших доблестных органов увести нас в сторону от сути проблемы: Четкого понимания – какие действия нам надо сделать, чтобы снять с себя ответственность за выбор контрагента. Поскольку и так ситуация, мягко говоря, неоднозначная с нашей ответственностью, так еще и если дать список действий, дать регламент мероприятий – таки все! Налоговикам придется переучиваться и искать исполнения плановых обязательств пополнения бюджета в других местах, поскольку все выйдут из зоны неопределенности. А это не выгодно ни государству – уменьшение поступлений в бюджет, ни исполнителям – значительно усложниться их труд. Не говоря уже о том, что процесс доказательства оптимизации налогов через однодневки, превратиться из списания денег с расчетного счета, как сейчас, в длительные перекрестные допросы директоров и учредителей, за которыми еще побегать, потом сопоставить, потом предъявить – и все это с адвокатами.

Если есть вопросы по теме “Проверка контрагента”, пишите, опубликуем.

Независимый консультант

Павел Иванович Егоров.

Еще статьи:


Оставьте заявку в форме или позвоните: +7 (495) 968-5160