Аудит бухгалтерской финансовой отчетности

Министерство финансов Российской Федерации

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

(Приложение к письму Минфина России от 6 февраля 2015 г. N 07-04-06/5027)

Аудит отчетности. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год.

В целях повышения качества аудита бухгалтерской финансовой отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил практику применения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности и рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (Аудит отчетности) отчетности за 2014 г. (далее – бухгалтерская отчетность) обратить внимание на следующее. (**1)

Аудит отчетности. I. Влияние экономической ситуации

Сложившаяся в 2014 г. экономическая ситуация, в том числе события на валютном и финансовом рынках, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении аудитором ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.

Так, согласно пункту 12 ФСАД 1/2010 при формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитору следует, среди прочего, оценить обоснованность принятой аудируемым лицом учетной политики. При оценке аудитором обоснованности принятой аудируемым лицом учетной политики необходимо обратить внимание на то, что согласно пункту 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то аудируемое лицо в исключительных случаях может допустить отступление от этих правил.

Исходя из пункта 13 ФСАД 1/2010 в случае отступления аудируемым лицом от правил ПБУ 4/99 при формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор устанавливает:

а) наличие условий (обстоятельств), при которых применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать в бухгалтерской отчетности достоверное и полное представление о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении;

б) обоснованность отступления от правил ПБУ 4/99;

в) содержит ли бухгалтерская отчетность, составленная с применением правил, отличных от правил ПБУ 4/99, достоверное и полное представление о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении;

г) полноту и надлежащий характер раскрытия существенных отступлений от правил ПБУ 4/99 в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (в частности, описание отступления, причины, вызвавшие отступление, результат, который данное отступление оказывает на понимание финансового положения аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменений в его финансовом положении).

Аудит отчетности. II. Осуществление аудиторских процедур


Применимые стандарты аудиторской деятельности

Соблюдение федеральных стандартов аудиторской деятельности

Документы, обосновывающие величину аудиторской выборки

Меры по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты

Модификация аудиторского мнения

Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона ``О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма``

Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции

Аудит отчетности. III. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности


Признание скидок при продаже

Признание скидок при отражении расходов

Оценка задолженности по коммерческим кредитам

Раскрытие информации о предоставленных займах, квалифицируемых как денежные эквиваленты

Раскрытие информации об инвестициях в уставные капиталы других организаций

Раскрытие информации о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала хозяйственного общества

Отражение средств на счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций

Раскрытие некоммерческими организациями информации о доходах и расходах от приносящей доход деятельности

Признание выручки и расходов по договору строительного подряда способом ``по мере готовности``

Признание расходов, для финансирования которых созданы фонды (резервы)

Раскрытие информации о налогообложении прибыли при применении разных налоговых ставок

Раскрытие в отчете о финансовых результатах информации о налогах при применении специальных налоговых режимов

Оформление расходов, связанных со служебными командировками

Раскрытие информации о стоимости чистых активов

Составление консолидированной финансовой отчетности

Аудит отчетности. IV. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности страховщиками (**4)

Оценка принятой страховщиком учетной политики

Раскрытие информации о полученных страховой организацией субординированных займах

Бухгалтерский учет операций, связанных с прямым возмещением убытков

Отражение страховой медицинской организацией расчетов, связанных с проведением повторного медико-экономического контроля и реэкспертизы

 

сноски
**1 Настоящий документ подготовлен по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер.
**2 Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации (индивидуального аудитора) и в письменной форме проинформировать последнюю (последнего) о результатах такого рассмотрения не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.
**3 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1595).
**4 Материалы для настоящего раздела Рекомендаций предоставлены Департаментом сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций Банка России.
**5 Утратил силу с 3 октября 2014 г. согласно приказу Минфина России от 29 августа 2014 г. N 87н.

Перейти на страницу с аудиторскими услугами.

Оставьте заявку в форме или позвоните: +7 (495) 374-7864